Мысли на скамейке в Баден-Бадене.

суббота, августа 19, 2006

Собирался отдохнуть от писательства подольше. Но сидя в течении трех часов на скамейке перед церковью не нашел чем себя развлечь, кроме как записать несколько своих мыслей. Потом правда еще час проболтал с немцем, который сидя на этой скамейке маялся от скуки не меньше меня, поджидаю русскую жену. Хоть в языке попрактиковался. Все-таки немцы, женатые на русских (обратных вариантов я к сожалению не встречал), немного сумашедшие люди. Да и говорить с ними гораздо легче: они представляют, что бывают люди, которые не очень хорошо говорят на их языке. Так что я вполне успешно поддерживал разговор.

Итак мысли...

Посетили уже почти традиционное место паломничества. Я конечно имею ввиду Баден-Баден. Сегодня какой-то большой церковный праздник.
Об этом и хочу сказать. Маленькая церковь в Бадене - уникальное место. Где встретишь такое количество русскоговорящегонарода. И даже скорее всего это просто русские (за небольшим исключением сербов и еще пары-тройки представителей малочисленных православны народов), поскольку немцы-переселенцы как правило католики. Я никогда бы не подумал, что в округе 100-150 км от Бадена проживает нас такое количество. Хотя, конечно только в САПе работает несколько сотен русскоязычных, и это не считая еще семьи. Но из той сотни, что знаю я - встречал тут только две семьи. Удивляет, что все эти люди - верующие, хотя безусловно мы помним как после перестройки верующими и даже крещеными оказались вдруг самые крупные партийные бонзы, и я уже даже не говорю о преподавтелях истории КПСС, - те так просто рвались преподавать историю религии. Не хочу обижать ничьи чуства, но лично мне не верится, что такое количество взрослых людей может быстро приобщиться к вере и церкви. Хотя в данном случае церковь наверное играет несколько другую роль - что в Германии зовется Verein (союз, общество), т.е. Церковь здесь играет роль объединения людей оторванных от привычного образа проживания, но все еще помнящего как это было и сильно ностальгирующего по ушедшим временам. Много можно наблюдать семей, где дети уже либо вообще не говорят по русски, либо с очень сильным акцентом. Мне кстати это вообще не понятно как такое возможно: либо ты рвешь с русскими корнями и ребенок становится чистым немцем - тогда зачем ходить в православную церковь, и уж тем более тащить ребенка, который не понимает ни слова из происходящего вокруг; либо ты остаешься русским, но тогда как можно допустить, чтобы дети не говорили на твоем языке. Хотя этот феномен я вообще понять не могу - если есть возможность выучить в детстве два языка (тем более таких сложных как немецкий и русский), не прилагая к этому почти никаких усилий, зачем терять такую возможность. Да еще в школе учат английский на довольно неплохом уровне. Так что к концу школы молодой человек уже может иметь преимущество, зная немного больше, чем окружающие. Зачем вообще лишать этого в предстоящей борьбе за выживание.
Но я вас обманул: не менее многочисленную русскоговорящуюю толпу можно еще встретить на концертах приезжающих поп- и прочих звезд эстрады, приезжающих пошабашить. В первый год проживания, от сильного безделья, меня занесло на выступление гастролирующей КВН-команды. Не буду говорит про выступление, хотя этот заслуживает отдельного исследования, но контингент, пришедший на концерт меня ужаснул. В основной массе это были молодые люди, которых вывезли за границу в детском возрасте и похоже, что по уровню развития они в том возрасте и остались. По крайней мере по развитию русского языка это было ощутимо в полной мере. Такого количество мата вы не услышите у самого отъявленного пьяницы в России. Эта молодежь на нем именно общается. Так что, насколько уж я неприемлю все околоцерковное, но эти люди нравятся мне гораздо больше. Так что я мирюсь и видимо дальше буду мириться с ролью водителя, которая выпадает мне раз в 2-3 недели.